21 апреля 2015

Короткие Отзывы: КомМиссия-2015, часть 5


Ну что ж, кажется, в этой части я наконец-то избавилась от доброты. Не специально. Так вышло. Они меня спровоцировали! И немножко сломали, но не будем об этом. Рано пока.

Раз уж я сегодня если (пока) не сломанная, но уж точно побитая жизнью, то со вступительными словами закончу. Вот вам видео, причины появления которого здесь станут понятно чуть позже:



А вот вам про комиксы:

Продолжение. Начало здесь.

Обновлено: добавлено выделение курсивом работ, отобранных для участия в выставке.

Чудо – если постараться, если верить, если быть оптимисткой, то ты сможешь преодолеть. Всё пройдёт! Есть много людей и не только, у которых прошло. Они смогли, и ты сможешь. Если верить, и стараться, и не терять надежды, ты сможешь. Всё получится, и всё будет хорошо, и лекарства больше не будут нужны.
Это было примерное содержание всех историй этого комикса. У меня вопрос: а те, кто до сих пор болен? Гипертонией, раком, рассеянным склерозом, диабетом, параличом? Как там сказала автор? «Эти истории не для тех, кто знает, что умрёт, а для тех, кто верит, что приговор не исполняется»? То есть те, кто умирает, кто болеет, кто страдает – они просто недостаточно верят. Не ходят в горы, не занимаются айкидо. Не роют ямы.
Какое фантастическое токсичное дерьмо. Автор, не стыдно?
Верить, надеяться, стараться, и чудо возможно. Это – примерное содержание всех историй этого комикса. О, и ещё – солидной части моего детства. Да-да, это личное. Хорошее настроение! Правильные мысли! Вера в себя! Травки! Свежий воздух! Всё будет! Всё случится! И чудо возможно! И прошло двадцать лет, а я всё ещё на компенсирующих лекарствах! Я всё поняла очень быстро, но знаете, сколько сил, времени, всего, отняла эта гадость у моих родителей, которые так хотели, очень хотели, чтобы их ребёнок не был болен? Мы в порядке, но до сих пор каждый раз, когда я ненароком жалуюсь, что вот прямо сейчас, в этот момент времени, мне как-то не очень хорошо, потому что проблема есть и будет всегда, и кто-то добрый, искренний, радостный, говорит, что всё будет хорошо, и не надо так на этом зацикливаться, и всё может исправиться, и чудеса бывают, и муж сестры троюродного брата дедушки… я хочу сказать, эти душевные люди должны радоваться тому, что я себя не очень хорошо чувствую.
Ладно. Глубокий выдох. Конечно, оптимизм уж точно не вредит. Конечно, жить с верой в лучшее часто гораздо легче. Конечно, чудеса случаются. И я никогда, ни при каких обстоятельствах, не буду говорить человеку, надеющемуся на неисполнение приговора, что всё плохо, и она умрёт. Но как быть с теми, кто умирает? Как быть, как жить с верой в чудеса, когда с тобой, с дорогими тебе людьми чуда не происходит? Как принять, что добрый бог есть, и это просто ты ему недостаточно нравишься? Да, я не думаю, что автор сознательно вкладывает в свой комикс посыл «если правильно верить, то всё будет». Но смыслы имеют склонность самозарождаться, и какой вывод можно сделать из коллекции однотипных, про выздоровление, «чудес», вещей вроде как по определению уникальных, штучных? Все эти люди (и животные) старались и верили – и им помогло! Это… довольно однозначный нарратив. Есть какая-то очень тонкая, крайне субъективная граница, при переходе которой «всё будет хорошо» начинает звучать не столько утешительно, сколько издевательски, и на мой личный вкус, автор эту линию пересёк. Может быть, кто-то тут не согласится, возможно.
Попытаюсь отвлечься от содержания, скажу про форму. Форма очень приятная, мягкая, лаконичная и эффективная. Я не могу сказать, что мне так уж нравится этот рисунок, но в данном случае это исключительно вопрос личного вкуса, и… знаете, нет, не могу. Не могу я тут просто говорить про форму. Лучше остановлюсь.

Пиджаки и Револьверы – сходу проблемы, прямо на обложке. Куда смотрит ребёнок? По идее, должен на того, к кому протягивает руку (если он её протягивает), но чтобы такой его взгляд был направлен туда, он сам должен находиться заметно левее. Впрочем, с этим ребёнком художнику вообще не везёт, особенно когда речь идёт о руках: то просто исчезают локти, то руки вообще целиком превращаются в не оправдываемые никакими трюками перспективы коротенькие сосиски (шестая страница). Страницы флэшбека перегружены кадрами, что при таком цветовом решении в отсутствие внятных границ кадров и выраженного контура создаёт ощущение расслабленной визуальной какофонии. Способствует этому и выбранный стиль конструкции повествования: автор, похоже, из тех, кто верит в «раскадровку эффектных жестов». Ну, знаете, это когда на каждом кадре должна быть Поза, или Выражение лица, или Яркое Движение. Когда каждый кадр должен быть Запоминающимся. Не то чтобы это само по себе было так уж плохо, но надо понимать, что такой подход к повествованию карикатурен, гиперболичен и едва ли совместим с такой расслабленностью рисунка. Там, где фигуры поддерживаются глухим тёмным фоном, все те же эффектные жесты и ракурсы, замечу, не смущают.
Я так понимаю, это часть какого-то более масштабного проекта? И как часть этого проекта имеет смысл? Потому что в этом фрагменте признаков личности не наблюдается ни у кого. Личности, я сказала, а не сомнительно использованных штампов (одинокая женщина, ответственная за ребёнка, приглашает к себе в дом мужчину, с которым знакома в лучшем случае час? Я так понимаю, это мир Солнечной Доверчивости, где преступности просто нет?). И, это, я правильно понимаю, что собеседник главного героя вначале жалуется на то, что его «обломали», не вознаградив сексом за вкусный ужин? И герой реагирует на это словами о том, что девушка «всех обламывает с романтикой»? Вопрос внутри меня и к соавтору: является ли слово, характеризующее этих двоих, матерным?

Эпос – ну понятно, что в роли идеологического содержания этого… эпоса выступают горячечные бредни. У меня вот какой вопрос: значит, тысячу лет с православием всё было хорошо, пока «в ближайшем будущем» на нас не напали начавшие с Киева голые мумии и траурные имперские штурмовики с перевёрнутым символом иллюминатов на шлемах, так? А за лет так сто с чем-то до этого ничего не произошло? С православием то есть? Никто там церкви не взрывал? Духовенство не убивали? Никого ни за что не преследовали? Нет? Нет? А, окей. Что это, кстати, там написано на шлеме у летучего воина святого братства? «СССР»? Ну ладно. На самом деле, это, конечно же, всё интересно исключительно в смысле наблюдения за кристаллизацией мифа о православной советскости, мифа заметно менее абсурдного, чем может показаться сколь-нибудь образованному человеку. Союз был Великим и Хорошим, и Православие – это хорошо, значит, ну разумеется, они совпадают и сливаются воедино! Православие при этом и есть христианство, единственно правильное и всеобщее. Поэтому и управляют вражескими войсками звери с навешенной атрибутикой «буржуинов» родом из «Окон Роста» и «Крокодила», поэтому и на могиле погибшего товарища, шедшего в бой в облачении священника, ставят кельтский крест. Кельтский, греческий – какая разница, крест – значит христианство, а христианство значит Православие, и никак иначе. И на штандарте может быть звезда на красном фоне и триколор одновременно! И о лестовке мы ухитряемся вспомнить, не написав ни одного слова про этих, как их, которых ещё пытали, и сжигали живьём, и… как их там? Старо- что-то? Не помните? Вот и мы с автором не помним. Главное – Православие. И держава у нас – православная, русская, уникальная. Всё последовательно. Ну а о чём тут ещё говорить, а? Ну не о том же, в самом деле, что у (рождённого в двадцать первом веке!) парня Егория к дополненному защитой ватнику прилагается лайтсейбер-катана. Не о том, что волшебное языковое чутьё автора позволяет всерьёз сочетать в одном тексте «удобно, практично и традиционно» и «…в руках держати и… непристанно [sic] повторяти» (кстати: апостол Павел во втором послании к Фессолонкийцам (sic) так и сказал - «глобальной диктатуры»? Ну, раз оно в кавычках…). И уж точно не о мохнатом носороге.
Нарисовано всё это предсказуемо-отвратительно. Автора можно похвалить за попытку выдать динамику, но для человека, настолько слабо контролирующего линию, это – задача однозначно непосильная. Вихляется и кривится тут буквально всё, причём ритм и движение этих вихляний совершенно непонятны. Покраска совсем грустная, как и периодическая замена задника мутной серотой или каким-нибудь градиентиком.

Кошкина жизнь – сегодня я пришла на работу почти в половину одиннадцатого. Вчера я пила кофе. Позавчера моя тренировка прошла удачно. Правила дорожного движения невозможно соблюдать. Энергетик окрыляет. В последний раз в Лондоне я сходила в Тейт. Мне нравится брокколи, и мне нравится авокадо, и мне нравится ягодный сидр. Ну как, интересно? Вот именно в такой форме – интересно? А если не пытаться обнаружить возникший из последовательности смысл?
Этот стрип – как подавляющее большинство аккаунтов в социальных сетях. Что-то. Потом что-то. Потому что-то ещё. Иногда бывает что-то интересное. Иногда бывает что-то остроумное. Но в основном…
Я, знаете, в общем отношусь к экспериментам вида «ежедневно целый год» очень положительно. Результаты таких экспериментов бывают очень интересными (смотри выше). Бывают. Тут не тот случай. Тут на читателя вываливают девяносто (!) обычных моментов, большинство из которых не обогащены ни шутками, ни любопытными наблюдениями, ни даже интересным настроенческим зарядом. «Сегодня случилось вот это». Ну окей. Мало того, иногда автор как будто сознательно уничтожает наметившуюся возможность пошутить: тот самый стрип про невозможность соблюдения ПДД – отличный пример. Как невозможно? Почему невозможно? Эй, я готова послушать! Ну убери один из первых кадров (а то и оба), покажи что-нибудь интересное! Нет. И вот так всё. Ещё и рисунок до неприличия сырой.
Да, возможно те, кому автор интересна просто так, как человек, читают это с удовольствием. Как читали бы блог, стену, твиттер, как смотрели бы инстаграм. Ну, знаете, все эти вещи, которые многие считают признаком нормализации нарциссического поведения в современном обществе. У меня, конечно, тоже многое из этого есть, а что?

В тени твоих нежных рук – это о… единении с природой? Кто-то подобрее сказал бы про эту вещь «красиво и бессмысленно», но как вы, я думаю, уже заметили, доброты во мне мало. Поэтому я замечу, что с красотой тут тоже не очень. Нет, старания автора заметны, но качество рисунка всё равно слишком сильно гуляет от страницы к странице. Первая, с этим жутким скринтоном, совершенно не вселяет надежды, вторая большей частью радует, третья – снова расстраивает, на этот раз косой сплющенностью фигур (она тут, впрочем, системная), и так далее. Раскадровка очень плоха, о том, как рассказывать историю последовательностью изображений, у автора явно есть от силы условное представление. Контур надо облегчать.

Wolf Helsing - Bloody Red Riding Hood – ну хорошо, ну что я могу сказать. Немного непонятно, что происходит между последним кадром шестой и первым кадром седьмой страниц, и кровь, точнее? кровавые следы, у автора не выходят, выглядя скорее как какие-то нашлёпки, чем как лужи и пятна жидкости. Покраску бы ещё понасыщенней, было бы совсем отлично. Сюжет бодро собран и хорошо идёт, отличная раскадровка. Здорово. Но мне, конечно, сложно с такими вещами. Обсуждать их на уровне этого конкурса кажется… неправильным что ли.

Максвелл – вот первая же после обложки страница – и моя рука стремительно приближается к лицу. Во-первых, автор, у них не было не «имён», а «названия». Во-вторых, отсутствие отдельного называющего не помешало Homo sapiens придумать названия (и имена!) и себе самим, и всему остальному. В третьих, эти самые «удивительные» существа вполне себе называют себя «планетами» и ничего им не мешает. Рисунок плох. То есть, понимаете, для юмористического стрипа он был вполне нормальным, но тут? Общий тон предполагает, кажется, некоторую пародийность, но все шутки сводятся по сути к «гы-гы, антропоморфные планеты». Примитивные диалоги, отсутствующие характеры и совершенно картонный сюжет… в общем, если сама идея (буквально – сама идея) антропоморфных планет не кажется вам по определению неисчерпаемо забавной, то остаются только простенькие родом из Paint контуры и неизобретательная заливка.

Никто – какой странный текст. У его автора интересные отношения с образами, как минимум. Именно интересные, сперва мне резко не понравилось, потом в этом стала проглядывать какая-то поэзия. Заметка: полупрозрачные плашки с текстом всегда выглядят плохо. Всегда. Обложка никуда не годится: какое отношение эта кривая ухмылка на наполовину скрытом лице имеет ко всему остальному? Это (неудачная) обложка для манги про мистических монстров, прячущихся в обличье обычных школьников, а не лирической зарисовки про трамвай, город и холод. Нервные линии хороши, кадры с испарившимися задниками – нет. Героиня неприятно выделяется на фоне пейзажа, эксперименты с перспективой любопытны, но иногда приводят к сомнительным последствиям. Покраска чрезмерно монотонна, это сбивает с толку, разрушает создаваемую линиями и текстом дрожащую звонкость.

Безмозглики – ещё один стрип про юмористическое сопереживание. Понравился мне едва ли не больше всех прочих, хотя шутки, как и у прочих, бледноваты. Возможно, стрипу пошла бы на пользу более толстая линия.

DreadCore: Анамнез No. 1-2 – так. Присядьте, нам предстоит разговор хоть и короткий, но серьёзный. Он назревал уже давно, и вот его время пришло. Пришло время сказать одну важную вещь. Внимание: большинство комиксов, выпущенных Image в девяностых – начале двухтысячных годов были дерьмом. Вульгарным, примитивным, бестолковым дерьмом, ориентированным на мальчиков-подростков, с текстом, которого постыдился бы даже иной сценарист самого тупого боевика, невозможными позвоночниками и выпуклостями женщин, невозможными выпуклостями мускулов всех, невозможными кармашками и пушками, ой, стоп, ПУШКАМИ, вздыбленными волосами и бритыми головами, бесконечно пульсирующими венами, вечно сердитыми щурящимися героями, готовыми стрелять куда попало эффекта ради и бессмысленным экшеном, заменявшим связный сюжет. Я всё понимаю, мне тоже когда-то было пятнадцать. Я знаю, я знаю, импринтинг – страшная вещь, и да, когда деревья были большими, всё это было круто, нет, КРУТО. Но пора уже взрослеть как-то. Есть в мире вещи и получше. Даже для наших внутренних подростков.

Плата за проезд – текст оформлен плохо, сюжет наипредсказумейший, но как же это здорово нарисовано! То есть да, для определённого рода иностранных комиксов этот стиль совершенно типичен, но у нас настолько хорошие его примеры правда редки.

Якутия – старательно. Рисунок чем-то напоминает Тацую Исида. С экшеном некоторые проблемы: что именно происходит во время снежной битвы, разобрать сложно, попытка убежать от монстра тоже спотыкается, но там понять, что происходит, помогает то, что мы знаем, что происходит. Покраску, возможно, стоит слегка облегчить. Сюжет – внятный жанровый продукт. Жанр не мой любимый, но это и не важно. Но как же я устала от этого шрифта.

Скунс и Оцелот – снова эти. Хоть персонажи мне знакомы, за их похождениями я не слежу. Валяется дома какая-то книжка с едва ли не стрипами восьми(?)летней давности, но вроде и всё. Это снова профессиональная, хорошо нарисованная работа, говорить о которой, не зная контекста показываемого, очень сложно. Что, кстати, заставляет вернуться к вопросу об исповедуемом организаторами конкурса в отношении рассказываемых историй подходе «присылайте всё подряд». Единственное что: шутки местами уж очень натужные.

Заговор Единорогов: Ненависть – ну что, монстры и классики местного разлива пошли косяком, да? Разумеется, рисунок хороший, вот только покраска делает его мутным и местами неразбрчивым. Да, даже при полноэкранном просмотре. Текст утомил к пятой странице, сопровождающие текст банальнейшие рисунки – к седьмой. «Интерлюдия»? Ну ладно, автор, так и быть, мне на тебя тоже плевать.

«Надя, Наденька…» – и вот не царапает же. Не царапают эти звуковые эффекты, не смущают, не режут глаз. Ну как? Ну почему? Раскадровка уж слишком подробная, страницы, особенно последние, перегружены, действие мельтешит. В остальном – ну да, крепко.

1 комментарий:

  1. "И, это, я правильно понимаю, что собеседник главного героя вначале жалуется на то, что его «обломали», не вознаградив сексом за вкусный ужин?" - нет, неправильно.
    В целом на первой странице написано. Девушка - Эл - и лев - соседи. В тот день, когда у нее смена, лев устроил романтический ужин (для кого-то другого, очевидно), а она прямо к ужину и явилась, "обломав его с романтикой". Третий - лишний, все дела.

    ОтветитьУдалить