22 мая 2016

Короткие отзывы: КомМиссия-2016, часть вторая

Как вы все (пятеро) уже могли бы догадаться, написать всё обо всём до конца фестиваля в этом году у меня не вышло.
Всё дело в том, что... так сложилось.
Но совсем сдаваться я не собираюсь, так что в ближайшие две-три недели всё будет.
Поздно? Да, согласна.
Никому уже не нужно?
Что, правда? Ещё больше, чем три недели назад?
Мне жаль. Так сложилось. Поехали дальше, но для начала вот вам добрый и общительный робот: 


Побег из музея – так. Это. Несерьёзно. Нет-нет, всё понятно: красивая (действительно красивая) сочная акварель и интересный концепт – чему тут не радоваться, так? В смысле помимо катастрофически сырого контура?
Да тому, что это не история. Это набросок, синопсис комедии, где основная соль – яркие актёры и играемые ими яркие персонажи, где сюжет описан общими мазкам расслабленной фабулы, призванной скрепить воедино составляющие основное содержание шутки, смешные ситуации и гэги. Судя по показанному, шутки эти предполагаются вида «фьёки и…» (кстати, то, что эти создания – «современное искусство», а не просто так, белые кляксы на ножках, как-то не обыгрывается. Совсем). Предполагаются – пока их что-то не заметно. И нет, «селфи» - это не шутка, уже нет, уже года три как нужно что-то ещё. И с хэштэгами та же фигня.
Подозреваю, что спектакли уличного театра, по мотивам которых возник комикс как раз полны этих самых шуток. Но в отличие от художницы, я их не видела. Как и большинство потенциальных читателей. Странно, что эти вещи не очевидны.

“OVERWINTER” – автор(ы), признайтесь честно: вам этот текст с английского переводил живой человек? Ну потому что от мысли, что это переведено на русский язык кем-то его по собственному убеждению знающим, мне… тревожно. Через MS Word хотя бы прогнать было совсем никак? Потому что у меня он «написанно» вполне вылавливает, не говоря уже о «фанаре», только что проверила.
И вот этим языком написана история о том, как один избранный в красном плаще на голый торс и его подруга-клон, оба без каких-либо намёков на индивидуальность (женщине даже имя не полагается) стремительно и без каких-либо особых препятствий побеждают инопланетных захватчиков, много лет разводящих (клонированных) землян на мясо, после чего живут долго и счастливо и рассказывают детям сказки на ночь о себе в третьем лице, потому живые люди так делают. Это не работает даже как общий набросок, не говоря уже о полноценном сюжете.
Что до рисунка, ой, простите, до «произведений искусства», то хотя идея и не лишена потенциала, результат трагически аляповат. Практически диаметрально противоположный подход к контуру на крупных и общих планах не выглядит как последовательное художественное решение, но как раздражающий диссонанс, и совершенно не помогают ненужные попытки художницы говорить на визуальном языке, выработанном для куда более выглаженных и вылизанных стилей, вроде того самого голого торса героя или откровенно декоративной женщины в бронелифчике на второй странице.

Новая Земля 2.0 – да, я, пожалуй, желаю оставаться по жизни унылой занудой.
Мне же даже понравился комикс. Мне понравилась эта аккуратная вырисовка густыми линиями аккуратных фигур в сочетании с выверенной игривой композицией. Мне понравилась приземлённая сюрреалистичность изложения очевидного сюжета. Но раз уж автор так ставит вопрос…

Бестелесный – зрелая, профессиональная работа, отработанный рисунок, с виду вполне грамотно собранный жанровый сюжет. Все задатки крепкого коммерческого, мейнстримного сериала на месте («Баббл» уже предложил этому человеку работу, или всё ещё впереди?), сказать же, есть ли там потенциал быть чем-то большим, пока сложно. Здесь, кстати, всплывает вопрос о контексте и критериях: конечно, в рамках конкурса, какой он есть, комикс безусловно силён, но попадись он в мои руки на полке магазина, я бы отметила качество продукта в смысле несомненного холодного профессионализма, но вряд ли была бы заинтригована в каком-либо отличном от умеренного «что же будет дальше?» (даже не в «что же будет дальше с этими персонажами» - персонажи пока что не кажутся сколь-нибудь интересными) смысле. Небольшое замечание про десятую-одиннадцатую страницу: это крайне неуклюже. Вот эта экспозиция, не сюжетная, но характерно-отношенческая, с подробно проговаривающими то, что по-хорошему должно быть просто видно из их действий и взаимодействия между собой и с миром, как-то уж совсем неорганична.

Шемомеджамо – очень хорошо. Резной, узорчатый рисунок, где все искажения анатомии и перспективы не мешают, но работают на создание магического, сказочного пространства. Это – комиксы в их лучшем виде, лаконично и точно передающие зыбкую, еле уловимую, но сильную эмоцию.
Шрифт на последней странице, правда, мог бы быть и получше. Да и вообще текст кажется излишним.

Красавица Асаткан – может быть я бы и не заметила этого, если бы писала отзывы в порядке чтения, но жизнь сложилась по-другому, и потому, посмотрев другие работы этой авторки я могу (в очередной, то есть первый) раз сказать: это не комикс, это очередные(ну хотя бы) подробные иллюстрации к тексту, диалоговые реплики которого забиты в пузыри. В иллюстрациях при этом хорош цвет (притворимся, что кислотного-ядрёного последнего кадра двенадцатой страницы не существует) и прискорбна человеческая анатомия. И, это, в мире существуют и другие шрифты, правда-правда!

Война миров – при всём уважении к заслугам художника, это, ну, халтурка. Забавное упражнение на тему, изложение на бумаге мимолётной фантазии без желания развивать её дальше первоначального «Война миров в СССР 50-х». Причём даже такое поверхностное приложение сделано вприпрыжку, обрывочно: довольно остроумное «Убей марсианина!» тут соседствует с откровенно комическим вступлением, где нам говорят, что люди середины двадцатого века и представить себе не могли, что за человечеством следят злобные инопланетяне. О том, что это скорее не комикс, а текст, еле-еле, ради отмашки, взаимодействующий с (красивыми, гравюрными «по мотивам фотографий») иллюстрациями, можно и не говорить, хотя, видите, говорю.

За берегом моря – я бы порекомендовала автору посмотреть в словаре определение слова «рекурсия». Хотя нет, лучше начать со слова «претенциозность». Тривиальные сентенции не становятся более глубокими от вкладывания в уста рыбьих скелетов, и никакое количество скринотонов не способно замаскировать откровенное неумение рисовать, неумение выстраивать повествование раскадровкой и полное отсутствие чувства композиции страницы.

Сыновья Морны – ещё одна работа с коммерческим, компетентным (хотя мне тут человек рисующий и сказал, что местами черты лица разъезжаются, мой глаз этого не ловит) рисунком, который к тому же ещё и вызывает конкретные ассоциации из российского мейнстрима. Сумрачная прозрачность цвета создаёт атмосферу зыбкого таинства, которая поддерживается крайне консервативным подходом к раскадровке и отдельными проблесками ар нуво. На общих планах чувствуется некоторая неуверенность художницы, но, к счастью, общих планов тут мало.
Текст плох неприемлемой разболтанностью стиля: в разговорах людей предположительно одного круга и возраста возникает как архаика («речи твои звучат ладно»), так и канцелярит («не внушает уверенности», точнее «место это не внушает мне уверенности» - ещё и порядок слов странный), причём следов способной такое оправдать сознательно ироничной постмодернистской эклектики сходу не видно. Видны похвальные попытки придать каждому из героев индивидуальность, но набросать хоть какие-то характеры получается плохо, тем более что даже чисто визуально отличаются они в основном цветом волос и формой воротника. Ну а поскольку герои безликие, следить за тем, что с ними станет, куда менее увлекательно, чем могло бы быть.

Дядя Ворон – наибольшее впечатление в этой манге на меня произвело меняющее между кадрами форму и глубину декольте на седьмой странице (ну и силикон в этом декольте). Особо, кстати, стоит оценить, что единственная появляющаяся на этих страницах взрослая женщина нужна исключительно для аж двух "шуток"про сиськи.
Вещь, конечно, абсолютно беспомощная, художник с виду более-менее набил рук в подражении, но собственного навыка карикатуристики не выработано, и кривизна рисунка выглядит не сознательным стилем, а следствием откровенной неумелости. Работа с пузырями и шрифтом попросту похабна. Сюжет мог бы сработать, будь шутки смешными, но как есть это - перепрыгивание от одного обязательного пункта в произведении соотвнтствющего жанра к другому.

Мечты о звёздах – не комикс. Ну то есть тут можно пуститься в дискуссию об определениях, но простоты ради: не комикс. Текст и картинки, по отдельности – заезженные штампы, вместе – торжество вдохновительной пошлости на грани изощрённого постмодернистского «так-плохо-что уже даже-иронии-не-надо-чтобы-было-хорошо» китча. И, что прелестнее всего, не имеет никакого отношения к современности и современности космонавтики особенно: ровно те же картинки с ровно теми же словами были бы вполне употребимы (даже не так, более употребимы) лет эдак сорок назад. И это эстетическое решение, кстати, подводит нас к любопытному смысловому выверту: история человечества привела к тому, что 55 лет назад человек полетел в космос… и на этом всё и закончилось, хватит двигаться, замерли и мечтаем, потому что мечты у нас просто прекрасные!

Неожиданный приятель – студенческая работа. Скорее всего, сделанная ребёнком. Про собачек. Вообще как-то ждёшь, что у взявшихся учить молодёжь людей будет чуть больше мозгов. То есть я рада, что дети стараются и учатся, и их интересует эта художественная форма. Но, скажите, часто учителя посылают на литературные конкурсы школьные сочинения? Чтобы такое произошло, ученик должен написать что-то просто из ряда вон выходящее, несравнимо впечатляющее, правильно? А не выдать по-ученически слабую работу, которая если и подлежит разбору, то только с позиций «вот тут, я вижу, ты учишься делать вот это, так вот про этот приём...»? Потому что во втором случае это откровенно некрасиво по отношению к автору работы и откровенно неуважительно по отношению к конкурсу, так? Вот именно.

Диалог – нарисовано просто замечательно, прекрасный образец вдохновлённого одновременно мангой и классическими мультфильмами Warner Brothers стиля с отличной гипертрофированной эмоциональностью. И в кои-то веки превосходная работа с текстом, грамотный леттеринг и очень органичное вписывание в пузыри (и органичное вписывание пузырей в пространства кадров и страниц). Читается легко и с удовольствием, что можно считать особенным достижениям, учитывая откровенную заурядность содержания. Потому что комикс, увы, подтверждает то, что иногда подозревают даже самые отпетые эгоцентрики: наш внутренний монолог, ну или диалог донельзя банален и даже самое дивное исполнение, с драконами и ездой на игрушечных единорогах, не способно поднять его на уровень выше «красивой пустой безделушки».

Мантикор (Manticore) – и ещё одна отлично нарисованная (хотя давайте честно, авторка работает на минимальном уровне сложности: в фоны мы не верим, а страница структурируется максимально очевидным способом, и старательное компьютерное размазывание покраски не сочетается с резкой «мультипликационной» стилизацией рисунка) история ни о чём. Настолько ни о чём, что будь «мантикор» обычной крупной кошкой или собакой, менять не пришлось бы примерно ничего. То есть да, «обыденность фантастического» - вполне себе достойный (в том числе) комедийный троп с богатой историей, но для того, чтобы он заработал, «фантастическим» должно быть что-то кроме внешнего облика.

Смерть поэта – рисунок, пусть и недостаточно чёткий, грубый и угловатый, всё равно задаёт жёсткую мощность, которую вялое повествование поддержать совершенно не в силе. Было бы печально, но используемый шрифт настолько отвратителен, что не жаль.

Снеговик – «забавные» стрипы, говорите? Ну-ну. Невразумительный визуальный сумбур, возникающий вопреки примитивному подходу к цвету и линиям и отсутствию задников, совсем не способен скрыть незатейливость то, что как-то даже неудобно называть гэгами.

Джейн, Снег и неправильный прикус. – как, без всякой иронии, очаровательно. В этом есть очень приятная энергия наивной позы демонстративной непосредственности. Больше там в общем ничего и нет, но в каком-то смысле этого и достаточно. Другое дело, что, конечно же, эта мелодия имеет свойство довольно быстро надоедать, и последние страниц двадцать (а то и тридцать) откровенно лишние: как только привыкаешь к стуку рисунка в твои зрачки, отсутствие внятного сюжета начинает восприниматься как однозначный недостаток.

Моя муза – ужасный малочитаемый шрифт, но, после прочтения авторского вступления, комикс приятно удивляет своей относительной грамотностью. Но, вообще это демонстрирующий неплохой потенциал сырой эскиз, напрочь испорченный смехотворной разухабистой вульгарностью концовки, и я говорю как о рисунке, так и о сюжете.

Путешествие воды через Москву – а у вас много знакомых, которые говорят как люди на этих страницах, не открывая рта, совсем, вообще? Снова (как и в «Мечте о звездах» от той же авторки) не комикс, только на этот раз даже в худшем смысле. У меня есть любимое словосочетание «банальная иллюстративность», так вот тут художница не дотягивает даже до этого: она то ли неспособна, то ли не желает изображать хоть сколь-нибудь интересные вещи, прописываемые в текстовых плашках, и потому условно подробное описание процесса очистки воды сопровождаются общими планами водоочистных сооружений. Мы нарисуем трубу, и расскажем словами, что происходит у неё внутри, пусть читатель развивает воображение! В том, что не касается производственного процесса тут тем более подряд накиданы максимально стандартные изображения как будто бы (непримечательно компетентно) перерисованные с ленивой подборки сток-фотографий на общую тему. В итоге мы получаем незанимательный, унылый «познавательный» текст и картинки, которые нужны, кажется, исключительно для создания фона словам. Просвещайтесь, а мы вам там на заднем плане пустим разные цвета, чтобы так скучно не было. И с обязательным, неизбежным дежурным призывом в конце. Потому что пытаться рассказывать о вещах интересно – не наш путь.

Мемуары про будущее – адвокат, детектив, партия, крест, война, другая война, родовой дуб, кони, люди, лошади. Можно предположить, что «место и время» действия целенаправленно усреднены до неопределимости для создания иллюзии универсальности невыносимых трюизмов «глубоких» жизненных уроков и тухлых жизненных мудрствований, вот только «комсомол» - очень конкретная метка с очень конкретной политически-временной привязкой. Нарисовано вполне пристойно, если не обращать внимания на деревянные конечности и время от времени гуляющие по лицу глаза подростка. Рисунку, правда всё равно не дают дышать, под завязку забивая страницы мельтешением пузырей. К тому же художница болеет болезнью скучных кинорежиссёров и считает, что к каждому отдельному пузырю просто обязано прилагаться отдельное изображение говорящего человека, что приводит к загромождению комикса излишними кадрами.

0 comments:

Отправить комментарий