08 мая 2015

Короткие Отзывы: КомМиссия-2015, часть 11 и заключительная


изображение



Итак, вот и настал этот момент. Мы дошли до конца, это – последняя часть обзора конкурсных работ КомМиссии-2015.

И если вам вдруг покажется, что к концу я как-то выдохлась, то это только потому, что так и случилось. А и ладно.

Вот вам видео для настроения:


Ну и закончим, так?

Работы, отобранные для участия в конкурсе всё ещё выделяются курсивом.

Hit & Skull – чувствуется задор автора, но в целом это очень несуразно, несобранно, нахраписто и в целом слабо, так что лучше притвориться, что этой, хм, манги просто нет.

NullBox – вещь очень в духе Джонена Васкеза времён I Feel Sick. Это, будьте уверены, ни в коем случае не комплимент. Невразумительный сюжет и композиционно разваливающиеся грязные страницы, общее впечатление от которых не позволяет по достоинству оценить бесспорное мастерство рисунка. Чем меньше слов я скажу о словах в этом комиксе, тем лучше.

КОД – идущая и говорящая игрушка – это странно, удивительно и требует вызова «головорезов», которые, видимо, появлялись на улице всякий раз, когда кто-нибудь брал на прогулку своего Pleo. Сюжет строится по законам средней голливудской комедии – получивший в руки ключ к секрету жизни никакой герой (обязательный молодой мужчина с коричневыми волосами и без индивидуализирующих признаков) решает использовать его, чтобы произвести впечатление на девушку. В таких произведениях всегда невольно начинаешь болеть за «плохих парней» – они, по крайней мере, чуть лучше понимают масштабы и потенциал Штуковины. Размеры людей (какой ширины плечи героя? Каков рост его девушки?) и предметов (да хотя бы той самой бумажки) нестабильны, позы персонажей марионеточно-неестественны, динамика отсутствует, задники демонстрируют неверие автора в детали, раскадровка мельчит, качество диалогов… не будем о грустном.

Грисс-свинопас – нормальная такая в стиле европейских детских комиксов сказка, с полагающимся сказке сомнительным с точки зрения прогрессирующих представлений о плохом и хорошем, полезном и вредном посылом. Желание вписаться в не ценящее и не любящее тебя общество – достойная цель, и если хорошо потрудиться, то ты сможешь встроиться во все стандарты, проблемы и конфликты лучше всего решать выросшим кулаком по голове обидчика, женщина – лучший приз герою за пробег сквозь тернии, а свинопасом пусть будет кто-нибудь вонючий, свинопасами быть плохо.

No Jam Today – у каждого отдельного стрипа есть название. Зачем-то, зачем именно лично я так и не поняла. Слабо, очень слабо. Много лишних кадров (например, первый на восьмой странице), стены текста (четырнадцатая страница – это вообще что?!), крайне условные шутки, печальная и лишённая энергии (везде, кроме удачных первых двух страниц) графика с покраской унылыми градиентами, готовность похоронить даже более-менее удачные задумки (домашнее задание: придумайте более смешной способ рассказать шутку шестой страницы. Вот мой вариант: кадр первый – клиент у телефона слушает доносящуюся из трубки мелодию и слова о том, что надо ещё ждать, кадр второй – на другом конце человек из техподдержки напевает мелодию и произносит эти самые слова).

Кобит.Спасение принцессы. – малоразборчиво. То, что удалось рассмотреть, внушает сдержанный оптимизм: фантастические помещения и пейзажи у автора получаются довольно интересные, пусть и ни в коем случае не оригинальные, а мягкие переливы цветов создают располагающую атмосферу манящей чужеродности окружающего пространства. Конечно, понять, как именно персонажи перемещаются в пространстве, в смысле, откуда они бегут, где выходят, в какой точке спускаются и прочее, сложновато, и без вопросов тут нужен более выраженный контур, а о тексте и его оформлении лучше не говорить, но повторю.

Трансформеры: Прайм. История Нокаута и Брейкдауна – нелепый фанфик с множеством градиентов. Топорные диалоги, категорическое отсутствие в сюжете какого-либо драматизма, косой рисунок – это всё неумело почти до трогательности. Знаете, я помню этого автора. Я рада, что она смогла найти себя, занимаясь тем, что ей нравится, её неиссякаемая уверенность в том, что миру стоит показывать своё творчество, завидна. И… в этот раз даже заметен небольшой прогресс… кажется. Всё чуть менее жутко!

Buzzard Rock: Жрец Осириса – ой как плохо. Ужасающе. С чего начать? С восхитительной логики персонажей, которые считают призывные махания рукой (отгоняют другими жестами!) и стрельбу по колёсам движущегося автомобиля хорошим способом организовать дальнейшее движение этого самого автомобиля? С вопросов к поведению, мотивации, целям «гостей», которые везли изначально закопанные по отдельности саркофаг и амулет, чтобы буквально за две реплики согласиться амулет уничтожить? С вопроса о том, с чего вдруг ожил жрец? С бетонной экспозиции и диалогов, представить которые в устах живых людей невозможно даже в страшном сне? С того, что ровно там же место тому, что в этом комиксе вроде как считается движениями персонажей? С грязного, кривого, беспомощного практически везде, кроме отдельных статических изображений, рисунка? Со специфических отношений автора с перспективой: почему на первом кадре четвёртой страницы мы смотрим на стол с одной стороны, а на сцену – с другой? С не менее специфического же подхода к изображению зданий и их масштабированию? – между первым и вторым кадрами первой страницы то ли резко уменьшается девушка, то ли резко вырастают ворота? С неверия в потолки? С нелюбви к задникам? С уродливого шрифта? С… ну вы уже поняли, да? Этот автор радует меня ровно по тем же причинам, что и предыдущий.

Цветок на земле – восхитительно. Сильные, насыщенные, чёткие, но замечательно плавные змейчатые линии, складывающиеся с лаконичной ровной покраской в рисунок грандиозный и вместе с тем почти до эфемерности волшебно-тягучий. И этот рисунок облекает в новую форму текст, диалог – зыбучие слова и мысли на житейской границе бесконечности. Они, визуальная форма и литературное содержание, дополняют друг друга, плывя, летя вместе, создавая растворяющимися друг в друге простыми, но возведёнными в монументальность образами прекрасную гармонию протяжного приземлённого, маленького рассуждения о большом и вечном мареве тлена и возрождения.

Место, в котором начинается радуга – трогательно и лучисто, лёгкая грубость, небрежность рисунка удачно балансирует вытканную из нежных и сочных цветов оптимистичную сентиментальность сюжета.

Странные законы Беларуси – третья страница какая-то очень, ну, расистская. Всё свалено в кучу: и «странные законы», и плакаты против смертной казни, и способы избежать наказания за тунеядство. И если со «странными законами» и тунеядством светлая карикатурная выразительность рисунка сочетается неплохо, то для агитации против смертной казни такая картинка кажется неприлично, почти оскорбительно лёгкой. Разговор о том, насколько это вообще комикс, опустим.

Саша и Маша. 1000 приключений – ярко и жизнерадостно, но сумбурно и скорее малоинформативно. Авторы настроены как можно быстрее протащить читателей по основным любопытным фактам, не погрузившись при этом ни в одно из задеваемых понятий глубже чем на миллиметр. Такое чувство, что предполагается, будто читатели уже обладают некими очень выборочными общими знаниями о соответствующем месте и не в курсе отдельных забавных деталей; скорее осведомлены о существовании Великой Китайской стены, но понятия не имеют, что столица Китая – Пекин, а едят там палочками. О какой-либо системности подаваемых знаний и речи не идёт, что в моём понимании для образовательного продукта – проблема. Над рисунком надо работать, с лицами и телами героев периодически происходят непоследовательные нервирующие деформации – подбородки меняют форму, а ноги – длину.

Про дружбу слоника и лошадки – а я, между прочим, так хотела почитать про дружбу слоника и лошадки!

1913 – вторые две страницы работают лучше первых, по крайней мере, в том смысле, что они читабельней. Первые эффектней матиссовской гаммой, яростью вибрирующих цветов, но надписи в них воспринимаются как элемент несущий смысл «визуальный», а не именно «текстовый», буквы тут – просто фигуры некой формы, одной из многих, брызжущих со страницы весьма условно нарративизированными эмоциями. На третьей и четвёртой странице цвета слегка успокаиваются, уступая часть своей выразительности более понятным, читаемым образам и словам, здесь тревожность создаётся не вспышками, просвечивающими голову до задней стенки черепа, а куда более «рассудочным» способом, здесь есть история то ли явления, то ли видения, и история эта пробирает до мозга костей. Кажется, что это два разных комикса, собранные в один поверхностной текстовой ассоциацией. Два хороших, бушующих и ослепительных комикса.

Долгожданная встреча – ох, смотрите, как скромно автор прикрыл межкадровым пространством обтянутые тонкой тканью трусов половые губы с виду несовершеннолетней героини! Разумно: иначе мы бы познакомились с ними раньше, чем с её лицом. И какие милые трусы – мы все любим сексуализацию инфантильности, так? Ладно, ладно, попытаюсь пока забыть, что я считаю соответствующий жанр мерзопакостным – тут и без этого есть проблемы. Например: глаголы как звуковые эффекты – теперь на другом языке! И я знаю, зардевающаяся от стыда юная особа в неловком положении – это такая отдельная фантазия, но может быть будем хотя бы слегка пытаться встраивать фантазии в повествование, насколько оно тут вообще есть? Потому что девушка, летящая так, как она летит на второй странице, приземлиться так, как она приземляется на втором кадре третьей страницы, просто не может. Впрочем, к чему я придираюсь – тут же нет раскадровки, точнее, потуги на неё разбиваются о необходимость обтянуть тканью очередные выпуклости, никакая повествовательность такого не выдержит.
Да-да, я поняла, что это пародия. Вот только это «пародия» – автор вроде как высмеивает штампы эччи, но только всевозможным попам, грудям, выпирающим соскам и тем самым половым губам уделяется столько внимания, что по итогам всё иронизирование оказывается не более чем листком салата в тройном чизбургере влажных фантазий. Кокетство – это ещё не умение смеяться над собой, чтоб вы знали, и первое порнографии не идёт.

Три стука в стену – непонятно, зачем нужна рамка со сном в автобусе. Также непонятно внезапное вторжение рассказчика в уже полным ходом идущий комикс, тем более что всё, излагаемое в соответствующих плашках, можно было бы передать и рисунком, что могло бы сделать показываемое куда как эффектнее. На первом кадре четвёртой страницы автор радует нас противоречащим общему направлению чтения расположением баллонов. Работа с цветом объяснима (хотя последовательность использования цветов – не очень), но для такого решения нужна куда как более сильная линия, а не эти болтающиеся наброски с деформирующимися фигурами и не соответствующими происходящему, говоримому, чувствуемому выражениями лиц.

Герой – я так люблю, когда автор не уважает читателей! Потому что вот это, в конце, иначе чем отсутствием уважения объяснить нельзя. Ну вот что мешало даже не закончить страницу – этот конкурс приучил меня к дурному – а хотя бы загрузить на один файл меньше? Аляповатый рисунок, дубово собранные для максимального пафоса слова, цвета вразнобой и мои любимые глаголы в роли звуковых эффектов – всё очень сыро.

Воин – недурно. Сюжет оставляет желать лучшего, метафора имеет право на существование, но раскрыта уж очень сомнительно. В любом случае, основного внимания тут заслуживает рисунок, эта напряжённая, выламывающаяся из страницы, запертая на ней агрессивными углами контура, штриховка. Этот бы рисунок, да к хорошему сценарию…

В поисках надежды – комикса нет, но хочется отметить позу девушки на «обложке». Да-да, это наша всеобщая, родная «сломанная спина» – ноги, зад, грудь и лицо в кадре одновременно. Уииии!

вирт и локи – эти лёгкие эмоциональные (эмоциональные, не настроенческие) зарисовки не лишены обаяния, но в своей светящейся прозрачности они кажутся слишком личными, слишком опирающимися на что-то неуловимое внутри автора, что-то, воспринимаемое только при уникальном абсолютном совпадении чувств. Это – то, как человек объясняет испытываемое себе и внутри себя, а не другим, отдельным людям.

Ииии... всё!

Радость, счастье, цветные животные.



Для тех, кто всё ещё продолжает это читать, попытаюсь подвести итоги.

Сперва кратко о фестивале: да, в день открытия, когда я туда зашла, было довольно грустно. Но я была на многих КомМиссиях, и, поверьте, бывает куда грустнее. Выглядело всё это, конечно, очень бестолково, да есть явные, очевидные проблемы с организацией, но вектор движения взят всё-таки правильный. Посмотрим, правда, что будет на вторых выходных. Схожу – проверю.

Ну а теперь о конкурсе.
С конкурсом всё... нехорошо.
Во-первых, есть большие проблемы с категориями. Существующая разбивка, сваливающая в одну кучу куски из больших произведений и законченные короткие вещи, по сути, не позволяет адекватно оценивать рассказываемые комиксами истории. Рассказы, повести и куски из романов не должны претендовать на одни и те же призовые места.

Во-вторых, сомнительны критерии приёма работ, точнее – в общем-то отсутствие деления на профи и начинающих/любителей и выделения работ, которые взяты в публикацию тем или иным издательством. В результате мы получаем ситуацию, когда в основной конкурс посылаются в том числе фрагменты живых и здравствующих (ну, по меркам существующего рынка) серий. Понятно, или, во всяком случае, на уровне негласных договорённостей, решено, что такие вещи в именно конкурсе не участвуют и на призовые места не претендуют, но хотелось бы какой-то формализации. "Высшая лига" выделена в отдельную категорию, но критерием попадания туда является весьма условно связанная с профессионализмом автора победа в одном из предыдущих конкурсов, то есть частично проблема сохраняется, а частично – и вовсе усугубляется: среди претендентов на призовой пакет, заточенный на помощь в развитии мастерства и реализации потенциала, создаётся значительная концентрация успешных (снова по меркам существующей среды) профессионалов. Я не считаю это правильным.
Upd.: после объявления победителей вынуждена заключить, что я слишком хорошо думала об организаторах конкурса. Прелестно. Кстати, Стиву Орландо кто-нибудь сообщить о победе удосужится? Ой нет, постойте, его же в списке победителей нету.

Да, размежевание конкурса ещё и по "литературному" формальному критерию и выделение отдельного поля состязания для профи в текущих условиях с большой вероятностью непозволительно раздробит не особо большое (и с каждым годом уменьшающееся) количество присланных работ на совсем маленькие кучки, и да, к конкурсу исключительно для профи русскоязычная комикс-среда может быть пока попросту не готова, но тем не менее назвать существующую ситуацию удовлетворительной нельзя.

И ещё есть вопрос о... любопытном подходе к отбору работ для выставки, но не будем о странном. Ладно уж.

Выразив общее недовольство. перейду к частностям этого года, то есть впервые подведу итоги согласно мне:

Если оставлять за скобками известные имена, то категория "Манга" разочаровывает почти полностью, лучшие из конкурсантов в ней максимум компетентны.

Со "Стрипами" всё чуть получше, но не сильно, здесь можно вынести за скобки Примативные Истории и ?Мозги даны, чтобы думать? и выделить Истории Редкостной Зануды и Ропсенштильс и Шизнагсингерзуппе, а так же с большой натяжкой либо Дожить до зарплаты, либо Настя и Вова.

Категория "Комиксы" сильнее и объёмнее всего. Здесь тех самых профессионалов, во всяком случае сходу опознанных, и упоминать не буду. Вот что остаётся без них:

Лучшие детские/для всех возрастов: Место, в котором начинается радуга, Преступление, наказание и Колобок и Девочка, которая поет китам.

Лучшая комикс-адаптация: Цветок на земле.

Лучший комикс для взрослых: Алевтина и Тамара

Прочие лучшие: Мне снился сон про ядерную войну..., Шестеренки, 1913.

Отдельно перечислю комиксы, которые при всех имеющихся недостатках вызывают интерес к будущему творчеству их авторов: марсияне и кредит, Плата за проезд, Девочка и Кот, Кобит.Спасение принцессы., Тайна Треугольника, Воин, Octopus и GDE ADELINA: МАРОККО.

И ещё, победу в особой, специальной категории "чуткое и внимательное отношение к проблемам и опыту людей с ограниченными возможностями" в этом году делят три комикса: Чудо, Аша и Искуситель. Ура им.

Ну вот теперь точно всё. Закончим с весёлой музыкой.




0 comments:

Отправить комментарий