Эээ... привет.
Здравствуйте.
Ну да, так вышло. Я слегка, совсем чуть-чуть отвлеклась и как-то оно...
Конечно, да, разумеется, это уже совсем никому не нужно.
Но.
Но мне надо закрыть гештальт и всё такое. Так что я снова с вами. Я стала старше и мудрее (ну ладно, хорошо, просто старше), но, кажется, не сильно добрее.
Спасибо сама-знает-кому за настойчивые пинки.
Вот вам для затравки история про интерсекс-петуха:
Ну и поехали:
Что? Комикс? Да ладно вам.
С
рисунком тут проблем в общем нет. Проблемы есть с тем, для чего этот
рисунок используется, потому что используется он в основном для
мастурбации.
Самым вопиющим примером в
этой подборке является девятый стрип. Что мы там видим? Героиня
проговаривает про себя свои (радужные) впечатления от героев, описывая
их сходства и различия. Заголовок подсказывает, что в рамках серии это,
на минуточку, стрип № 72. То есть читатели провели с этими персонажами
больше года. Итак: что нам даёт внутренний монолог мыши Бронеславы? Он
рассказывает нам что-то новое о трёх главных героях? Он рассказывает нам
что-то важное (нет, один втиснутый сбоку от восхвалений кадр с
братьями старшими, стандартными, не считается) новое о самой Бронеславе?
Он позволяет взглянуть на персонажей и события с новой стороны? Он даёт
информацию, двигающую (ха-ха) сюжет, или информацию, важную для
понимания сюжета? Он создаёт атмосферу? Да, да, у нас есть
вопрос-победитель, да, этот стрип способствует созданию и
поддержанию атмосферы. Атмосферы забористого любования автором своими
блистательно очаровательными, очаровательными, слышите, созданиями, ура!
Потому
что они очаровательны. И всё вокруг них очаровательно. И злятся они
очень мило, по очень милым поводам. И общаются они просто прелестно. И
они такие разные и интересные персонажи (чем именно разные, нам как раз
на девятой странице и рассказывают), у каждого из которых есть аж по
полторы черты характера! И, наверное, имеется в виду, что между всеми
любованиями очаровательными чертами характера очаровательных созданий
спрятан сюжет, как будто бы здесь может случиться что-то, способное
понизить очаровательность больше чем на полградуса. То есть в какой-то
момент возникает позволяющий разнообразить картинку экскурс в историю,
которая, судя по всему, состояла не только из милых расшаркиваний и
уморительных реакций по мельчайшим бытовым поводам, но это быстро
сворачивается – драма не пройдёт!
Наверное,
у таких вещей есть своя целевая аудитория. И наверняка раз-два в неделю
это воспринимается лучше, как повод на несколько секунд расслабиться и
отвлечься на (правда) красивую пустую картинку. Но когда их столько
подряд возникает ощущение, что тебя топят в сладком чае.
И
серьёзно. То, что «Бронеслава» сокращается до «Бро», как, ну знаете,
«Йоу, бро, как дела!» является главной шуткой двух стрипов. Двух! Не
стыдно?!
Более
понятно, почему автор комикса отказался от изложения событий «через
третьи руки», благо Эверс с его выборочностью всеведения рассказчика сам
тут не особо последователен. Любое добавление картинки всегда нарушает
создаваемый на письме дневниковым рассказом от первого лица эффект
правдивости личного взгляда на событие, когда загнанный в особо жёсткие
границы не просто видимого, но выборочно излагаемого, читатель с одной
стороны подспудно проникается особой правдоподобностью («Так
рассказывали бы о чём-то, реально произошедшем»), а с другой ещё больше,
чем обычно, превращается в со-рассказчика, самостоятельно создавая
картинку в своём воображении и оттого особенно её чувствуя. Любая
картинка, нарисованная или движущаяся, мешает этому, автору приходится
особенно выкручиваться и возникает желание просто отбросить этот приём.
Чего автор комикса почему-то не сделал, получив в итоге перемежаемый
репликами (часто вслух, в воздух, ну да) неловкий текст в плашках, в
большинстве случаев либо повторяющий показываемое, либо описывающий то,
что в комиксе надо было бы показывать (это, правда, вечная беда
комикс-адаптаций).
Это были два
больших общих замечания, которые можно было бы и не расписывать. Потому
что результат у них один, общий, на который работает ещё и гадкая,
дроблёная и совершенно бессвязная раскадровка: в комиксе всё очень,
очень плохо с ритмом. Будь художник мастером повествования визуального,
сценарные проблемы удалось бы хотя бы частично преодолеть, но тут…
Знаете что? Посмотрите на восьмую страницу. Обратите внимание на то,
что на предшествующем сцене с пауком кадре герой вскрикивает «Чёрная
вдова!». У Эверса это был обычный паук-крестовик, самки которого время
от времени съедают самцов после спаривания. Внимание вопрос: почему вид
паука был изменён? Подсказка: представьте, что слов «чёрная вдова» на
странице нет, и попытайтесь понять, что происходит на шести кадрах с
двумя пауками. Вот именно. Вот с таким уровнем мастерства мы имеем дело.
Про мелочи вроде анатомии, детализации, перспективы, создание объёмов и
прочее и сказать нечего. Как и про гуляния (плохих, банальных) шрифтов.
И при настолько неуверенной линии резкое чёрно-белое цветовое решение
не может не выглядеть топорным, не скрывая недостатки, а подчёркивая их.
Отдельно хочется спросить, откуда
взялся использованный для комикса перевод, кто тот человек, который
решил применить тут слово «употребляют».
Знаете,
почему «это всё было сном» по умолчанию считается плохой, негодной
концовкой? Потому что в большинстве случаев такой поворот обесценивает
всё, что было рассказано до этого, разрушает иллюзию значимости событий
сюжета, которая и так вещь довольно хрупкая – в конце концов, насколько
вообще могут для человека из плоти и крови иметь значение чьи-то там
выдумки на плоских страницах или экранах? И главное, ради чего? Особенно
если речь идёт о персонажах, с которыми мы встречаемся в первый и
последний раз? В сериализированных повествованиях всё более-менее
(когда как, но, правда, разговор в принципе чуть сложнее, чем требует
этот отзыв на эту работу) спасает наличие рамочного по отношению к сну
«имеющего значение» уровня, но тут? Да, автор, спасибо, что напомнил,
что абсолютно всё в жизни этих людей может быть исправлено несколькими
ударами пальцев по твоей клавиатуре! Ррраз – и вместо мистической драмы
мы получаем плохую серию «Сумеречной зоны», ну или обычную серию «За
гранью возможного». Зато с героями всё хорошо! Что было бы важно, будь у
этих персонажей хоть какой-то намёк на характеры, кроме цвета волос! И
будь их отношения чем-то кроме стандартной не-разлей-вода дружбы,
выражающейся в аж двух обменах репликами. Впрочем, семью главного героя
мы вообще встречаем сразу трупами, так что счёт явно не в её пользу.
В
свете концовки вступление выглядит бестолковой тратой страниц,
собранной к тому же из выглаженных до безликости еле-еле склеенных
текстом «атмосферных» картинок. Но здесь фотошопное наслоение хотя бы
создаёт иллюзию динамики. В основной части рисунок придавливает
статичностью манекенов с тяжёлыми масками. Лучше всего художник явно
чувствует себя на средних планах во всю, минимум в половину страницы (и
они, эти планы, сами по себе скорее удачны), как только сценарий требует
больше кадров, нам представляют паркет из мёртвых фрагментов.
Удивительно, как при такой низкой детализации задников работа получается
настолько душной. И можно я ничего не буду говорить про качество
диалогов?
Стрип…
ну, условная компетентная карикатуристика «полного круга»: Дисней под
влиянием манги, и совсем чуть-чуть «Неми» (агрх). Ничего, но ничего
особенного, забывается до того, как загрузится следующая страница. То же
самое, увы, можно сказать и про шутки, изначальная идея себя очевидно
давно исчерпала, и осталось безликое нечто про жизнь благополучной (хоть
иногда и играющей в хиппарскую нищету) беззаботной молодёжи в
неизвестном городе в усреднённом году. Эти стрипы были бы ровно
настолько же актуальны десять, пятнадцать лет назад, что, поверьте,
здесь вовсе не комплимент. Обилие подобного творчества говорит нам
грустные, но совсем не удивительные вещи о молодых талантах медиума. Или
оно говорит нам страшные (хоть и нисколько не более удивительные) вещи о
состоянии культурной среды этого места и этого времени, тут уж решайте
сами.
О, и вот ещё: разница в толщине
линий при изображении людей и задников с предметами раздражает, а время
от времени вообще создаёт кажется ненамеренный эффект грубого «зелёного
экрана».
В целом… ну, это «Аврора». Пролог, где говорятся и показываются вещи которые, предположительно,
будут иметь значение. Намёк на интригу, понятную, по всей видимости,
тем, кто читал первую книгу. Полунамёк на характеры (что совершенно не
проблема, если все присутствующие читателю уже знакомы и раскрыты).
Умеренно увлекательно, легко читается, особенно если сосредоточиться на
выражениях лиц и комедийных падениях.
Вот ещё что: сцены в этом комиксе будут в принципе открываться висящим посреди дальнего плана пузырём с дальнейшим приближением?
Ну да ладно.
Нарисовано всё это явно набитой рукой, и хотя от отдельных стилевых
решений нестерпимо несёт нафталином (мотогонщик в длинном плаще и
широкополой шляпе? Ну-ну), каких-то явных претензий, кроме гнетущей
клаустрофобичности как страниц, так и кадров предъявить ему нельзя.
Что можно сделать, так это похвалить за прекрасное оформление текста.
Один дополнительный вопрос: что именно делает Роб всю вторую страницу?
Каково диегетическое объяснение его перемещений и действий? К нему
пришёл старый знакомый, и он… поворачивается к нему спиной, чтобы
закопаться в случайном хламе? Внедиегетическое объяснение очевидно: ему
надо было найти флаер, но если он – единственное, то плохо, очень плохо.
А дальше?
ОтветитьУдалитьТолько сейчас увидела, извините).
УдалитьБудет, будет дальше. Следующая порция... ну, если не случится рабочего аврала, то к концу следующей недели.
Было бы очень здорово: интересно читать ваши рецензии )
Удалить